Ввиду проблемы роста числа студентов, с 18 по 20 мая 2022 года в Барселоне, Испания, пройдет третья Всемирная конференция по высшему образованию, на которой будет выработано новое видение высшего образования на следующее десятилетие.
Во всем мире 235 миллионов студентов обучаются в высших учебных заведениях, и это число более чем удвоилось за последние 20 лет и вновь удвоится в течение следующего десятилетия.
Учитывая этот растущий спрос, как мы можем обеспечить качественное высшее образование, адаптированное к вызовам нашего столетия, таким как устойчивое развитие? Как мы можем поддержать академическую мобильность по всему миру? Какие уроки мы можем извлечь из пандемии COVID-19? Эти вопросы будут находиться в центре внимания третьей Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию, которая состоится в Барселоне, Испания, с 18 по 20 мая 2022 года.
В конференции примут участие более 1500 участников из университетов, правительств, многосторонних учреждений, частного сектора и гражданского общества в целях обмена опытом и идеями в отношении общего глобального плана действий на следующее десятилетие.
На церемонии открытия выступят Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле, министр высшего образования Испании Жоан Субиратс, президент женералитета Каталонии Пере Арагонес и мэр Барселоны Ада Колау.
Демократизация доступа
Несмотря на значительный рост числа учащихся — более чем на 200% за два десятилетия в таких регионах, как страны Африки к югу от Сахары, Центральная Азия, Южная и Юго-Восточная Азия, — различия сохраняются. На Восточную и Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку и Карибский бассейн приходится от 40% до 50% лиц, обучающихся в высших учебных заведениях. В Центральной и Южной Азии их всего 25%. А в странах Африки к югу от Сахары этот показатель снижается до 9%.
Расширение доступа к образованию необходимо, но также имеет важные материально-технические и бюджетные последствия для правительств, особенно в развивающихся странах. Во многих странах наблюдается тенденция к увеличению платы за обучение и других косвенных расходов, однако это ложится финансовым бременем на учащихся и их семьи.
Повышение мобильности студентов
Во всем мире 6 миллионов студентов продолжают обучение в стране, отличной от страны их происхождения. К 2025 году их будет 8 миллионов. Подобная мобильность является преимуществом их университетского курса, она также способствует укреплению обмена знаниями и взаимопонимания. Однако для поддержания этой динамики необходимы международные рамки.
Опираясь на результаты Барселонской конференции, ЮНЕСКО обратится к своим государствам-членам с призывом добиваться ратификации Глобальной конвенции о признании квалификаций высшего образования, первого договора Организации Объединенных Наций в этой области, призванного укрепить межуниверситетское сотрудничество и трансграничные исследования. Тринадцать государств уже ратифицировали этот текст. Для его вступления в силу требуется еще лишь семь подписей.
Извлечение уроков из пандемии
Пандемия COVID-19 стала испытанием для систем высшего образования. Она привела к потерям в обучении и усилению неравенства. Она также показала, что системы высшего образования, получающие значительное государственное финансирование, более устойчивы к глобальному кризису, лучше способны обеспечить непрерывность обучения и гарантировать охват как можно большего числа учащихся. В ходе конференции будут извлечены уроки из последних двух лет и выработано видение более прочных и устойчивых систем образования.
В целях разработки дорожной карты для высшего образования к 2030 году на конференции будут рассмотрены следующие темы: (1) влияние пандемии COVID-19 на высшее образование; (2) высшее образование и Цели устойчивого развития; (3) инклюзивность; (4) качество и актуальность программ; (5) академическая мобильность; (6) управление; (7) финансирование; (8) подготовка данных и знаний; (9) международное сотрудничество; и (10) будущее высшего образования.
Партнерами конференции являются Международный совет по науке, Международная ассоциация университетов (IAU), Глобальная сеть инновационных университетов (GUNi/ACUP) и Каталонская ассоциация государственных университетов.